Инновационные Образовательные Технологии в России и за рубежом

Проект осуществляется при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда («Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом», грант № 13-06-12034в).

Новые данные Coursera о МООК: есть ли польза и для кого?

27.01.2016

В конце сентября 2015 г. в Harvard Business Review были опубликованы результаты опроса, адресованного 780 тыс. человек из 212 стран и территорий, которые смогли завершить тот или иной МООК на Coursera до 1 сентября 2014 г. Исследование было проведено специалистами Coursera, Пенсильванского и Вашингтонского университетов.

По полученным данным 72% из 52 тыс. респондентов заявили, что онлайн-курсы дали им возможность получить определенный карьерный рост, а 61% опрошенных отметили повышение успеваемости в учебе. У тех же, кто сразу был мотивирован именно на достижение данных целей, результаты были значительно лучше.

Так, среди тех, кто указал успех в профессиональной сфере в качестве самой важной причины своей заинтересованности в МООК, 87% сообщили о профессиональных достижениях, а 33% — о реальных выгодах (повышение зарплаты, продвижении по службе, получение новой должности или начало нового бизнеса). Слушателям, которые были нацелены на повышение своей успеваемости, онлайн-курсы помогли улучшить результаты обучения (88%), получить зачетные единицы или сделать задел для начала научной карьеры (18%).

Новые данные Coursera о МООК: есть ли польза и для кого?

Отметим, что чаще всего об успехах говорят пользователи из стран «третьего мира» и развивающихся экономик, а также те, кто не имеет диплома бакалавра. По их мнению, открытое онлайн-образование открывает возможности для всех, вне зависимости от их предыдущего опыта и особенно среди тех, кто живет в неблагоприятных условиях.

Как считает сооснователь и президент Coursera Дафна Коллер (Daphne Koller), результаты данного исследования свидетельствуют о том, что за почти четыре года работы команде проекта удалось доказать, что массовые открытые онлайн-курсы действительно дают возможность людям со всего мира значительно увеличить шансы сделать успешную карьеру вне зависимости от их достатка и уровня развития систем образования их стран.

За последние три года свыше 25 млн человек из всех уголков мира зарегистрировались в качестве участников онлайн-курсов на различных платформах. Однако эйфория от того, что этим проектам удалось совершить образовательную революцию для значительной части человечества, быстро прошла, когда выяснилось, что процент слушателей, заканчивающих курсы в полном объеме, оказался очень небольшим. Около 80% проходивших (но не обязательно завершивших) онлайн-курсы уже имеют степень бакалавра, 60% имеют постоянную работу и столько же живут в развитых странах.

Таким образом, если верить данному опросу, то можно говорить, что революция МООК стала действительно важна и полезна именно для тех, кто раннее не имел возможности по тем или иным причинам получить доступ к качественному образовательному контенту от преподавателей лучших университетов мира, а теперь готов приложить усилия и закончить курсы полностью.

Перед разработчиками МООК стоит сложная задача увеличения числа слушателей, полностью завершивших курсы. Важно понять и другое: насколько сильно могут онлайн-курсы повлиять на развитие и тех слушателей, кто по тем или иным причинам так и не доходят до конца.

Б. Н. Гайдин

По материалам блога Coursera