АНО Центр Образовательных Технологий

Как в России зарабатывают на онлайн-образовании

26.04.2014

В 2012 г. в мире насчитывалось 3000 стартапов, работающих в сфере онлайн-образования. Сейчас их количество как минимум удвоилось, в том числе за счет запуска российских образовательных сервисов. Но многие пока только ищут модель, которая могла бы быть коммерчески успешной.

Основатель онлайн-проекта «Универсариум» Дмитрий Гужеля

Основатель онлайн-проекта «Универсариум» Дмитрий Гужеля
Фото: Максим Стулов/Ведомости

Александр Оганов три года назад основал образовательный проект Uniweb. Его задача — «ставить вузовское образование на онлайн-рельсы и создавать полноценные образовательные программы от 72 академических часов с выходом на дипломные программы», объясняет он. Оганов в индустрии онлайн-образования работает 10 лет. Разработка полноценных программ, связанных в основном с дополнительным профессиональным образованием, — дело трудоемкое и дорогое, говорит он. У проекта 15 академических партнеров, включая МГИМО, РГГУ, Московскую школу экономики МГУ, Российский международный олимпийский университет, РАНХиГС. «Мы рассматриваем Uniweb как бизнес, но с длинным горизонтом окупаемости, и все наши программы платные» — рассказывает Оганов. Например, программа повышения квалификации для менеджеров по связям с общественностью от МГИМО стоит 40 000 руб. 97% тех, кто покупает курс, доходит до конца: мотивация у этих учеников другая, нежели на бесплатных курсах.

Кто платит за обучение

Эта цифра сильно завышена, процент дошедших до конца на платных курсах составляет 25–30%, считает Елена Масолова, основатель Eduson. (По данным Coursera, до конца бесплатного курса обычно доходит всего 5–8% начавших онлайн-обучение.) Eduson — образовательная платформа, которая специализируется на прикладных бизнес-тематиках и корпоративном обучении. Здесь при выборе лекторов делают ставку не на академиков, а на практиков, предпочитая иностранных менеджеров и гуру бизнеса. К примеру, курс о том, как выводить компанию на IPO, прочитал Ари Кравчин, один из директоров Merrill Lynch.

Масолова запустила проект в апреле 2013 г., вложив в него собственные средства — несколько сотен тысяч долларов (она — сооснователь Groupon Russia). Масолова надеется, что к лету проект окупится. Курсы покупают и индивидуальные пользователи, но они Eduson не очень интересны: они приносят 70 000 руб., а типичный корпоративный контракт — $30 000. Корпоративные клиенты появились в сентябре 2013 г. К примеру, Новолипецкий металлургический комбинат, который приобрел курс по основам бережливого производства.

Проекту удалось привлечь к сотрудничеству команду лекторов известных бизнес-школ — Wharton, Insead, LSE, HEC, успешных предпринимателей и управленцев. Лекции обычно длятся от двух до восьми часов и богаты кейсами и практическими советами. Но самыми популярными стали все-таки курсы российских лекторов на актуальные темы — «Управление политической кампанией» от Леонида Волкова, руководителя штаба Алексея Навального, и «Финансовое моделирование в Exel» от Наталии Загвоздиной, бывшего вице-президента «Ренессанс-капитала».

С престижным дипломом

Онлайн-образование развивается очень бурно, рассказывает Денис Конанчук, руководитель Центра образовательных разработок «Сколково». В последние годы новые проекты открывались один за другим: Coursera, EdX, Udacity. Курс обычно состоит из видеолекций с субтитрами, домашних заданий, текстовых конспектов лекций, тестов и итоговых экзаменов. Тем, кто проходит курс, выдается сертификат. Coursera недавно начала продавать сертификаты, подтверждающие окончание курса, за $500 и за несколько месяцев заработала на этом $250 000, приводит он пример. Сервис Lynda.com собрал около 2500 обучающих курсов, на которые можно подписаться: купить абонемент, как в фитнес-клуб. И привлек $103 млн частного инвестора, который надеется, что они окупятся, говорит Конанчук.

Воронка для талантов

А вот Дмитрий Гужеля, основатель и идеолог российского образовательного онлайн-проекта «Универсариум», созданного при содействии АСИ, сделал свои курсы бесплатными для слушателей. Это курсы по математике, экономике, биологии, программированию, истории культуры и многому другому. Одним из самых популярных стал курс «Как создать свое дело», который прочли преподаватели МГУ Михаил Хомич и Юрий Митин. На него записалось около 30 000 человек, 11 000 из них дошли до конца, и почти 5000 успешно выполнили все задания. Это очень высокий результат и связан он прежде всего с тем, что ученикам предлагались простые тестовые задания, считает Михаил Хомич.

Схема монетизации проекта довольна простая: вузы и работодатели платят за создание курсов на платформе «Универсариума». Себестоимость курса — в среднем около 1,5 млн руб. Онлайн-сервис берет на себя техническую и методическую сторону дела, а контент — лекции, литературу и проч. — готовит университет.

Правда, руководителей российских вузов не просто убедить, что сотрудничество с «Универсариумом» им выгодно. Они считают, что размещение курса в свободном доступе чревато воровством интеллектуальной собственности. «Но это совсем не так, — убежден Гужеля. — Потенциальные студенты мало знают о сильных сторонах большинства университетов, считая их преимущественно гуманитарными». Например, в Балтийском федеральном университете имени Канта (БФУ) есть сильные технические факультеты, о которых не так широко известно. Вместе с БФУ «Универсариум» разработал курс по робототехнике, благодаря которому ученик сумеет с нуля собрать робота. Чтобы убедить руководство университета, Гужеля провел несколько встреч и презентацию с цифрами, показывающую, сколько студентов может привлечь онлайн-курс. В результате вместе с БФУ сделали еще и курс по философии.

«А компании могут сэкономить на подборе персонала: создав собственный профильный курс, на выходе они получат самых заинтересованных сотрудников», — добавляет Гужеля. И такие заказчики уже есть — Сбербанк, с которым разработан курс по финансовой грамотности. Идут переговоры по разработке курса по результатам космической деятельности для космической корпорации.

Елена Горелова

Источник
: Ведомости