АНО Центр Образовательных Технологий

Бизнес-модель для МООКов еще предстоит изобрести

02.07.2014
Источник: La Tribune, 28.10.2013

Бизнес-модель для МООКов еще предстоит изобрести

МООКи, Massive Online Open Courses, или Массовые открытые онлайн-курсы, привлекли уже миллионы студентов. Особенно в США, где их изобрели всего пять лет тому назад.

Счет специализированных в этой области стартапов идет уже на десятки. Но им еще предстоит убедить всех в своей состоятельности, найти финансирование и придумать, как зарабатывать деньги. Наконец, и французские государственные университеты стали активно заниматься темой МООКов.

Вот уже год как в сфере высшего образования Франции говорят только о МООКах. Они появились в 2000-х гг. в нескольких американских университетах, таких как MIT (Массачусетский институт технологий), а аббревиатура МООК, в свою очередь, появилась в 2008 г. и стала общепризнанной.

Первый настоящий МООК, «Введение в искусственный разум», был предложен в конце 2011 г. в США в Стэнфордском университете и собрал 160-тысячную аудиторию. «Это лучший курс, который я прошел со времени школьных экзаменов», — говорит Лоран Буано, один из первопроходцев в этой области во Франции, который в тот момент работал на гиганта консалтинга PwC. «Я совершенно случайно напал на этот курс, подготовленный профессорами Питером Норвигом и Себастианом Труном. Содержание было высочайшего уровня, и у меня было полное ощущение частного занятия, но с возможностью взаимодействия с другими участниками».

«Самое удивительное, что 250 студентов, получивших лучшие отметки по итогам занятий, не были студентами Стэнфорда. Это заставляет задуматься о силе Интернета в области обучения. Ведь Интернет уже произвел революцию в музыке и прессе, и отныне пришел и в образование», — добавляет Жан-Марк Тассетто, в то время глава Google France.

С той поры МООКи набрали обороты. В Европе дальше всех ушла Федеральная политехническая школа в Лозанне (Швейцария). Во Франции Лилльская Ecole Centrale начала с курса по управлению проектами с выдачей сертификата. Отныне этим стали заниматься многие образовательные учреждения. Теперь и министр высшего образования Франции Женевьева Фиорассо объявила о плане «Цифрового университета Франции» (французская аббревиатура — FUN) с платформой МООК, запущенной в октябре 2013 г.

Французские IT компании ищут свое место в этом растущем рынке. Появляются десятки стартапов с прицелом скопировать успех американских первопроходцев — таких, как Академия Хана, проект бесплатной «мировой школы», запущенной в 2008 г. Салманом Ханом, финансистом родом из Индии и Бангладеш, и профинансированной Биллом Гейтсом.

Будь преподаватель хоть семи пядей во лбу, онлайновый курс, нацеленный на успех у десятков тысяч участников, — не импровизация. Первая составная часть МООКа — это платформа, включающая видео и иной контент для курса, и позволяющая взаимодействие с преподавателем и между самими студентами. В этой сфере серьезно продвинулись несколько американских стартапов, таких как Udacity, основанный Себастианом Труном, профессором искусственного разума в Стэнфорде, по совместительству — главы лаборатории инноваций Google.

Особенно преуспела Coursera, которая попробовала опередить Udacity за счет многочисленных соглашений с престижными университетами и школами в разных частях мира, поясняет Лоран Буано. Во Франции на Coursera были размещены курсы от Политехнической школы, Высшей коммерческой школы (HEC) и Ecole Centrale в Париже.

Бизнес-модель для МООКов еще предстоит изобрести

edX — "YouTube" для МООКов

В качестве ответа этим двум стартапам Гарвардский университет и MIT создали открытую платформу edX, которая пошла на альянс с Google для формирования аналога YouTube для МООКов. Гиганты Интернета, такие как Google, Apple, Microsoft, также создали удобные онлайновые инструменты для обучения, в том числе и для своего «внутреннего пользования».

«Coursera имела продажи в первом полугодии 2013 г. в 1 млн долларов, но смогла привлечь 65 миллионов», — остается только завидовать Матье Небра, со-основателю OpenClassrooms (прежде называвшемуся Site du Zero), небольшому французскому предприятию по созданию бесплатных интернет-курсов. OpenClassrooms создан в 2007 г., имеет около 20 сотрудников, и оборот в 2 млн евро в 2013 г. «Да, мы уже проводим онлайновую учебу, открытую и массовую. Наше онлайновое сообщество включает уже 2,5 млн ежемесячных посетителей. Мы используем техническую платформу собственной разработки, которую уже несколько раз меняли. И уже около полутора лет мы сотрудничаем с двумя исследовательскими центрами, Inria в Гренобле и Liris в Лионе, в рамках проекта по созданию платформы совместной работы, со-финансируемой согласно плану перспективных инвестиций». Еще один французский стартап, Edunao, также решил запустить собственную платформу.

Но как сделать бизнес на бесплатных курсах? Как и в случае с новостями, первый источник — реклама. «Для нас — это половина доходов, в том числе благодаря таким партнерам, как Microsoft, с которым мы проводим конкурсы. Остальное — за счет продажи электронной сопутствующей курсу литературы. Но мы постоянно меняем модель, предлагая дополнительные услуги участникам категории Премиум, в том числе возможность загружать курсы для работы офлайн».

В США Coursera и Udacity делают ставку на иные источники доходов: платные договоренности с университетами, продажа студентам сертификатов, а также на продажу компаниям баз данных с именами лучших выпускников. «В случае с курсом по искусственному разуму топ 1% студентов получили приглашение на интервью в Google. Некоторые технологические компании — такие как Microsoft, Google, Nvidia отныне создают курсы совместно с Udacity, что дает им возможность иметь доступ к лучшим студентам, прошедшим их курс. Это дешевле, чем платить деньги фирмам по подбору персонала, и позволяет искать кандидатов более прицельно», — говорит Лоран Буано.

Именно эту модель, но в более скромных масштабах, Лоран и пытается импортировать во Францию. Он покинул PwC, чтобы создать совместно с Самуэлем Субейраном, таким же энтузиастом, как и он сам, стартап под названием Neodemia с прицелом стать лидирующей франкоязычной платформой для МООКа. Цель: предлагать качественные курсы как из мира науки, так и бизнеса. И, по мере возможности, в оригинальных областях. Издательство Aux Forges de Vulcain запустило совместно с Neodemia МООК по обучению писательскому мастерству продолжительностью в 8 недель. И еще 3 проекта в области бизнеса ждут своего часа.

Контроль за прохождением экзаменов с помощью веб-камер

Unow, еще одно молодое предприятие, созданное в мае 2013 г. Жереми Сиксиком и Янником Пети, выпускниками из Лиона, позиционируется как помощник преподавателя, и уже получило первых клиентов. Его роль: «Сопровождать преподавателей в деле преобразования их курсов в МООК, путем создания видео, педагогических материалов, онлайновых обсуждений на заданную тему». Но как монетизировать услуги компании? «МООКи остаются бесплатными, но мы предлагаем платные сертификаты для студентов, которые проходят серию тестов или экзамен в конце курса. Проблема состоит в том, чтобы удостовериться, что человек, который проходит тест, является именно тем, кто записан, и что нет никакого мошенничества во время экзамена. Для этого мы пользуемся услугами американской компании ProctorU, которая создала систему строгого контроля с помощью веб-камер, с возможностью взять под контроль компьютер обучающегося. Это бизнес, который сильно развивается в Соединенных Штатах, потому что там уже практически нет ни одного экзамена в университетских аудиториях».

Действительно ProctorU, основанная в 2008 г., пережила сильный рост в течение последних двух лет: с 12 сотрудников в 2011 г. до 190 на сегодняшний день. Рост интереса к MООК обещает этой компании большое будущее.

По словам Жереми Сиксика, в качестве второго источника дохода Unow взял курс на «продажу MООК профессионалам». «MООК бесплатен, пока курс использует индивидуальный обучаемый. Но есть все основания, чтобы просить плату за лицензию у компаний».

Применить эту цифровую революцию в корпоративном обучении — судя по всему, лучший способ заработать реальные деньги. Этот путь выбрали Жан-Марк Тассетто, бывший босс Google Франция, который запустил с 1 июня 2013 г. стартап CoorpAcademy с Арно Митре, другим бывшим сотрудником Google, и Фредериком Бенишу, основателем Planet Interactive и TeamInside. Размещенный в Научном парке Политехнической школы EPFL в Лозанне, CoorpAcademy предлагает электронные курсы. «За годы моей карьеры я был поражен неоднородностью знаний в бизнесе», — говорит основатель проекта.

Но платный MООК предназначен для компаний и разве все еще может заслуживать имя MООК? У Жана-Марка Тассетто есть сильные аргументы в пользу этого. «MООК является курсом массового доступа, но массовый характер можно найти и внутри компании, хотя бы стандартизируя знания сотрудников и клиентов о продуктах, продаваемых компанией. Что имеет настоящий вес, так это педагогическая составляющая».

Расширяя таким путем само понятие МООКов, корпоративное обучение заявляет о себе как по-настоящему перспективный рынок для этих новых инструментов обучения.

Бизнес-модель для МООКов еще предстоит изобрести

Битва за финансирование

После того, как экономическая модель определена, остается найти финансирование. CoorpAcademy начался с 200 000 евро, собранных его тремя основателями, и Жан-Марк Тассетто не обеспокоен перспективами привлечения капитала. Но Матье Небра из OpenClassrooms, напротив, сожалеет об отсутствии во Франции достаточных амбиций для развития отрасли онлайн-обучения.

«Нам удалось поднять 1,2 млн евро полтора года назад через фонд Alven Capital, — говорит он. — Однако суммы, которые можно ожидать в качестве финансирования во Франции, находятся в соотношении 1 к 10 по отношению к тому, что существует в Соединенных Штатах».

Является ли это таким уж серьезным негативным фактором по отношению к американским соперникам, которые столь громко заявили о себе в маленьком, но бурном мире МООКов?

Президент Syntec Numerique Ги Маму-Мани отказывается признать поражение: «Наши компании имеют огромные преимущества в этих областях цифрового мира и программного обеспечения, — говорит он. — И сегодня я вижу всплеск творчества среди наших стартапов. В области автомобилестроения можно потратить столетия, чтобы догнать конкурентов, но не в цифровой сфере. Это не очень капиталоемкая отрасль. А через год или два вполне может выйти на роль лидера и один из французских MООКов».

Одиль Эспозито (Odile Esposito)

Перевод с французского Н. Ермошкина