АНО Центр Образовательных Технологий

Краудфандинг + МООК = независимость?

06.10.2014

Слово «краудфандинг», вероятно — в числе самых популярных неологизмов десятилетия. Ситуация, в которой деньги можно собирать не только на художественный проект (фильм, музыкальный альбом, книгу) или на создание нового продукта, еще не очень привычна нам. Что будет, если разработчики курса попробуют собрать средства с помощью МООКа?

Краудфандинг + МООК = независимость?На этот вопрос пытается ответить профессор Ричард Бояцис (Richard Boyatzis), соавтор теории «эмоционального интеллекта» (emotional intelligence). Его онлайн-курс «Вдохновляя лидеров посредством эмоционального интеллекта» собрал несколько сот тысяч слушателей на платформе Coursera.

Теперь авторы курса — Бояцис и его коллега Энтони Джек (Anthony Jack) — пробуют задействовать этот человеческий капитал новым способом. С помощью МООКа они рекламировали свой краудфандинговый проект на платформе Kickstarter. Находясь на пересечении нейробиологии, психологии, экономической и политической теорий, концепция «эмоционального интеллекта» очень выиграет, если сложные нейробиологические исследования будут проводиться не на средства спонсоров, потенциально заинтересованных в определенном результате, а на деньги, собранные среди заинтересованных в ней, в том числе слушателей МООКа.

Пока профессоры Бояцис и Джек остановились на сумме в 112500 долларов, которую надеются собрать за месяц (за десять дней до окончания проекта им пожертвовали всего около 13000 — примерно одну девятую от требуемого). Как требуют условия краудфандинга на «Кикстартере», поддержавшие получат от создателей проекта «бонусы» — от полного пакета статей и материалов до размещения логотипа спонсорской организации на сайте проекта. Интересно, что практически все спонсоры, кроме одного, пожертвовали сумму, не превышающую 50 долларов. Вероятно, это действительно бывшие участники МООКа Бояциса и Джека. Впрочем, на «Кикстартере» нередки случаи, когда корпоративные спонсоры появляются с недостающей суммой в последний момент.

Авторы проекта признают, что МООК для них послужил не только способом распространять и тестировать теорию, но и материалом для исследований. Его роль — скорее научная, чем практическая, и потому курс — не применение, а продолжение их исследований аналитических и эмпатических сетей. Ученые открыто обращаются к слушателям МООКа, апеллируя к их поддержке в условиях, когда официальные структуры в лице Национального института здоровья (NIH) заняли скептическую позицию.

Какой бы спорной ни была теория «эмоционального интеллекта», опыт соединения того, что раньше казалось разнородными практиками — образовательной, научной и грантовой — очень интересен. Выход за пределы традиционных способов финансирования научных исследований несет много рисков. Удастся ли ученым достучаться до общества в условиях, когда грантовая конкуренция все растет? И если да, не окажется ли, что самые успешные МООКи и краудфандинговые проекты будут посвящены не новым и потенциально ценным теориям, а псевдонауке и пропаганде?

В. С. Макаров